Сулейманов Ирек Тавфикович

    Персональные данные

    Сулейманов Ирек Тавфикович
    Полное
    19.08.1985
    кандидат педагогических наук
    Лингвистика, Sprachwissenschaft
    г. Дубна Московской области, Россия
    -
    Международная межправительственная организация «Объединенный институт ядерных исследований», Советник директора по вопросам международного сотрудничества, руководитель Координационной группы по стратегии коммуникаций
    ул. Жолио-Кюри, 6 г. Дубна, Московская обл., Россия, 141980
    ...
    ireksuleymanov.site

    Академическая карьера

    2007 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, специальность: учитель математики и иностранного языка (диплом с отличием)
    2010, кандидат педагогических наук
    диссертация «Становление и развитие поликультурного образования в Германии» (специальность: 13.00.01)
    научный руководитель, д.п.н., профессор Н.Н. Никитина, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
    исследовательский проект «Поликультурный подход в социальном воспитании», грант РГНФ, проект № 08-06-00552а
    Специальная государственная стипендия Правительства Российской Федерации
    Стипендии Германской службы академических обменов, Германской службы педагогических обменов, Фонда им. Александра фон Гумбольдта
    Премия Императорского Православного Палестинского Общества имени Великой княгини Елизаветы Федоровны; Наградной знак «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества»

    Список публикаций и участие в конференциях

    Перечень докладов и выступлений

    1. «Эпистолярии императрицы Марии Александровны (1824–1880): к вопросу о пересечении концептов «гендер» и «миграция», доклад на XII Международной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории (РАИЖИ) и ИЭА РАН в БФУ им. Иммануила Канта 10-13 октября 2019, Калининград
    2. «Императрица Мария Александровна: эпистолярии и судьба», публичные лекции в МГЛУ, РГГУ, УлГПУ им И.Н. Ульянова, 2018/2019 гг., Москва, Ульяновск
    2. «Интернационализация вузов и научных учреждений в Германии: российский контекст. Мнение германских вузов». Первая встреча бывших стипендиатов Федерального канцлера (Фонд Александра фон Гумбольдта) в России, 20-22 ноября 2014 г., Санкт-Петербург
    3. «Principles of international education and research policy in Germany: Russian context. Learn from partner experiences - develop compatible strategies». 4-й Российско-германский форум молодых учёных (Национальная академия наук Германии Леопольдина, Российская академия наук, Молодая академия), 6-10 июля 2014 г., Санкт-Петербург
    4. «Стратегии интернационализации германского сектора высшего образования: шансы для российских вузов». Круглый стол с представителями вузов Юга России в Германо-Российском форуме, 25 июня 2014г., Берлин
    5. Представление проекта «Основы международной образовательной и научной политики Германии: российский контекст. Учитывая опыт партнёров – создавая совместимые стратегии» Встреча представителей Объединения научных центров имени Гельмгольца, Министерства науки Федеральной земли Бранденбург, Посольства Российской Федерации в Берлине и Германо-Российского форума, 2 апреля 2014 г., Потсдам
    6. «Интернационализация вузов и научных учреждений: Россия/Германия» (представление проекта и результатов опроса российских и германских вузов), Совещание по вопросам международного сотрудничества в Министерстве науки Федеральной земли Бранденбург, 22 января 2014г., Потсдам
    7. «Поликультурное измерение интернационализации образования и науки», Годовое собрание Ассоциации преподавателей русского языка и литературы г. Берлина, 22 ноября 2013г., Берлин
    8. «Совместимость стратегий интернационализации образования и науки в Германии и России», российско-германская видео-конференция «Россия-Германия: инновационное развитие академического и научного сотрудничества» в рамках Международной выставки «Образование и карьера», 8 ноября 2013 г., Москва-Бонн
    9. «Развитие моделей билингвального образования в Германии и России: перспективы двустороннего сотрудничества». Конференция «Преподавание и изучение немецкого языка: мотивация, коммуникация, инновации» в рамках Российско-Германской недели образования, науки и инноваций в Ульяновской области, 31 августа 2011 г., Ульяновск
    10. «Поликультурность и поликультурное образование в Германии: ретроспективный обзор». Международная научно-практическая конференция «Германистика в современном глобальном мире: поликультурное измерение изучения и преподавания немецкого языка», 24-25 марта 2011 г., Ульяновск
    11. «Немецкоязычная поликультурность» в подготовке учителей немецкого языка». XXVI конференция по германистике Германской службы академических обменов (DAAD), 14-16 мая 2009 г., Екатеринбург
    12. «Особенности социализации в условиях билингвального образования в системе образования Германии». Годовое собрание Ассоциации преподавателей русского языка и литературы г. Берлина, 2007 г., Берлин
    и иные доклады.

    Список актуальных публикаций

    1. Сулейманов, И.Т «Эпистолярии императрицы Марии Александровны (1824–1880): к вопросу о пересечении концептов «гендер» и «миграция» [Текст] / И.Т. Сулейманов // Сборник XII Международной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории (РАИЖИ) и ИЭА РАН в БФУ им. Иммануила Канта 10-13 октября 2019. – 2019
    2. Сулейманов, И.Т «Интернационализация вузов: совместимо ли саксонское с нижегородским?» [Текст] / И.Т. Сулейманов // Saldo. – 2014. - № 17. – С. 67-68
    3. Сулейманов, И.Т «Фактор 5»: Интервью с профессором Эрнстом Ульрихом фон Вайцзекером [Текст] / И.Т. Сулейманов // Saldo. – 2014. - № 17. – С. 92-95
    4. Сулейманов, И.Т Перспективы российско-германского сотрудничества в сфере высшего образования глазами германских вузов [Текст] / И.Т. Сулейманов // Ноосфера. – 2014. - № 2. – С. 64- 67

    учебно-методические и аналитические пособия

    1. Соавтор аналитических пособий по сравнительному анализу систем среднего профессионального образования в России и Германии (Посольство Германии в Москве, 2009 г.), а также сравнительного анализа российской и германской инновационных систем (Посольство Германии в Москве, 2010 г.)
    2. Книги в огне. Verbrannte Bücher: Тексты для чтения и обсуждения. Учебно-методическое пособие по чтению на немецком языке / Составители: И.К. Дубровская, Л.А. Иванова, Т.А. Полуянова, И.Т. Сулейманов, О.М. Неделько / - Ульяновск: ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2009. – 266 с. – 13 п.л. (авт. – 3,01 п.л.)
    3. Книги в огне: Литературные и биографические материалы для художественных чтений в рамках Международных историко-литературных чтений / Составители: Л.А. Иванова, Т.А. Полуянова, И.Т. Сулейманов / - Ульяновск: ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2009. – 40 с. – 2,91 п.л. (авт. – 0,97 п.л.)

    статьи, опубликованные в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК:

    1. Сулейманов, И.Т. Билингвальное образование в Германии [Текст] /
    И.Т. Сулейманов // Иностранные языки в школе. – 2009.- № 3. – С. 81-86. – 0,38 п.л.
    2. Сулейманов, И.Т. Билингвальное образование в начальной школе Германии: Государственные европейские школы г. Берлина [Текст] / И.Т. Сулейманов, М. Бляйль // Начальная школа. – 2009. - № 7. –С. 92-96. – 0,25 п.л. (авт. – 0,15 п.л.)
    3. Сулейманов, И.Т. Подготовка дошкольников к жизни в поликультурном обществе: Билингвальные детские сады в Германии [Текст] / И.Т. Сулейманов // Дошкольное воспитание. – 2009.- № 8. – С. 92-96. – 0,38 п.л.

    научные статьи и тезисы, опубликованные в других изданиях:

    1. Сулейманов, И.Т. Ретроспектива правовых основ образовательной политики Германии в сфере поликультурного образования. [Текст] / И.Т. Сулейманов // Инновации в преподавании и изучении немецкого языка: Материалы Международной научнопрактической конференции. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2012. – 260 с. - С.242- 246
    2. Сулейманов, И.Т. К вопросу об оформлении понятийного аппарата поликультурного образования в немецкой и отечественной педагогике. [Текст] / И.Т. Сулейманов // Германистика в современном глобальном мире: поликультурное измерение изучения и преподавания немецкого языка: Материалы Международной научно-практической конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – 257 с. - С.232- 239
    3. Сулейманов, И.Т. Гетерогенность терминологии в сфере поликультурного образования в немецкой и отечественной педагогике. [Текст] / И.Т. Сулейманов // Слово в пространстве языка: Материалы Международной научно-практической заочной конференции. Ульяновск: ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова. 2011. – 211 с. - С.83- 87
    4. Сулейманов, И.Т. Языковая, этническая и культурная гетерогенность в школах Германской империи (1871-1918 гг.) [Текст] / И.Т. Сулейманов // Гетерогенность и плюрицентризм немецкоязычного пространства: теория и практика: Материалы Международной научнопрактической конференции. – Ульяновск: ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2010. – С. 242248. – 0,20 п.л.
    5. Сулейманов, И.Т. Поликультурная компонента профессиональной подготовки педагогических кадров в вузах Германии [Текст] / И.Т. Сулейманов, М. Бляйль // Болонский процесс в высшей школе России и за рубежом: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической заочной конференции. – Ульяновск: ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2009. – С. 135-140. – 0,23 п.л. (авт. – 0,13 п.л.)
    6. Сулейманов, И.Т. Билингвально-бикультурное образование дошкольников в Германии: модели и подходы [Текст] / И.Т. Сулейманов // Образование в XXI веке: Материалы Всероссийской научной заочной конференции. – Тверь: ООО «КУПОЛ», 2009. – С. 3-4. – 0,12 п.л.
    7. Сулейманов, И.Т. Социально-ориентированные концепции поликультурного образования в Германии [Текст] / И.Т. Сулейманов // Актуальные проблемы образования в России и за рубежом: лингвистический, методический, педагогический аспекты: Материалы II Международной научно-практической заочной конференции. – Ульяновск: 2009. – С. 173177. – 0,20 п.л.
    8. Сулейманов, И.Т. Цели поликультурного образования в Германии: ретроспективный анализ [Текст] / И.Т. Сулейманов // Психолого-педагогическое обеспечение духовного и социального здоровья личности: сборник научных статей / Под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2009. – С. 186-191. – 0,23 п.л.
    9. Сулейманов, И.Т. Поликультурное образование будущего учителя в рамках фестиваля языков: презентация Австрии и австрийского варианта немецкого языка [Текст] / Л.А. Иванова, И.Т. Сулейманов // Актуальные проблемы изучения и преподавания немецкого языка в современном поликультурном мире: Материалы Международной научнопрактической конференции. – Ульяновск, 2009. – С. 148-159. – 0,43 п.л. (авт. – 0,23 п.л.)
    10. Сулейманов, И.Т. Немецкий язык как язык партнёр (DaP) в Государственных Европейских школах г. Берлина (опыт организации языкового поликультурного образования) [Текст] / М. Бляйль, И.Т. Сулейманов // Актуальные проблемы изучения и преподавания немецкого языка в современном поликультурном мире: Материалы Международной научнопрактической конференции. – Ульяновск, 2009. – С. 23-28. – 0,41 п.л. (авт. – 0,29 п.л.)
    11. Сулейманов, И.Т. Поликультурный потенциал билингвального образования [Текст] / И.Т. Сулейманов // Интенсификация процесса обучения иностранным языкам в школе и на неязыковых факультетах вузов: Материалы Международной научно-практической конференции. 27 ноября 2008г. – Новокузнецк, РИО КузГПА, 2009. – С. 7-9. – 0,16 п.л.
    12. Сулейманов, И.Т. Подходы к определению основных этапов становления и развития поликультурного образования в Германии [Текст] / И.Т. Сулейманов // Университетское образование: проблемы и перспективы: Сборник материалов Молодёжного научного форума (24 января 2009 г.) / Под общей редакцией Кузнецовой В.В. – Ульяновск, УлГПУ, 2009. – С. 548-552. – 0,23 п.л.
    13. Сулейманов, И.Т. К вопросу об актуальности поликультурного образования в условиях современного социума [Текст] / И.Т. Сулейманов // Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования / Под ред. В.А. Малинникова, В.В. Вишневского, Н.А. Садовского: Материалы Международной научно-практической конференции.– М.:Академия наук о Земле, 2008.–С. 76-77. –0,18 п.л.
    14. Сулейманов, И.Т. Понятие «поликультурность» в контексте социального воспитания [Текст] / Н.Н. Никитина, В.Р. Ясницкая, И.Т. Сулейманов // Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всерос. конф.-семинара / Под ред. В.В. Краевского. – Волгоград; Краснодар; М., 2008. – С. 153-159. – 0,46 п.л. (авт. – 0,15 п.л.)
    15. Сулейманов, И.Т. Об исторических предпосылках организации поликультурного образования на педагогических специальностях вузов Германии [Текст] / И.Т. Сулейманов // Академический вестник. – Бишкек, Американский университет в Центральной Азии – №2(8). – 2008. – С. 218-222. – 0,30 п.л.
    16. Сулейманов, И.Т. CertiLingua: поддержка многоязычия и билингвального образования в Европе [Текст] / И.Т. Сулейманов // Молодёжь и наука: проблемы современной филологии и методики преподавания филологических дисциплин: Материалы Международной научной заочной молодёжной конференции. – Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2008. – С. 257-260. – 0,11 п.л.
    17. Suleymanov, I. Mehrsprachigkeitskonzept in der Schweiz [Текст] / M. Wermelinger, I. Suleymanov // Актуальные проблемы образования в России и за рубежом: лингвистический, методический, педагогический аспекты: Материалы Международной научно-практической заочной конференции. – Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2008. – С. 203-207. – 0,19 п.л. (авт. – 0,10 п.л.)
    18. Сулейманов, И.Т. Организация билингвального образования в Германии: Государственные европейские школы города Берлина [Текст] / М. Бляйль, И.Т. Сулейманов // Актуальные проблемы образования в России и за рубежом: лингвистический, методический, педагогический аспекты: Материалы Международной научно-практической заочной конференции. – Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2008. – С. 196-203. – 0,48 п.л. (авт. – 0,37 п.л.)
    19. Сулейманов, И.Т. О подходах к определению поликультурной компетенции в трудах немецкоязычных авторов [Текст] / И.Т. Сулейманов // Профессиональное образование в условиях перехода на инновационный путь развития: проблемы и перспективы: сборник научных статей / под. ред. Л.Б. Набатовой, А.В. Черных. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. – С. 103-107. – 0,21 п.л.
    20. Сулейманов, И.Т. Поликультурное образование как глобальная образовательная стратегия [Текст] / И.Т. Сулейманов // Психолого-педагогические проблемы социального становления личности: сборник научных трудов / под. ред. Н.Н. Никитиной, И.Д. Демаковой. – Ульяновск: УлГПУ, 2007. – С. 123-135. – 0,73 п.л.
    21. Сулейманов, И.Т. Билингвальное образование в Германии: исторический аспект [Текст] / И.Т. Сулейманов // Актуальные проблемы изучения и преподавания иностранных языков: Материалы Международной научно-практической заочной конференции.-Ульяновск, ООО "Мастер студия", 2007.- С.170-172. – 0,10 п.л.
    22. Сулейманов, И.Т. Реформирование структурных основ подготовки учителей в Германии в русле формирования в Евросоюзе единого образовательного и научного пространства: Потсдамская модель [Текст] / Л.А. Иванова, И.Т. Сулейманов // Актуальные проблемы изучения и преподавания иностранных языков: Материалы Международной научнопрактической заочной конференции.-Ульяновск, ООО "Мастер студия", 2007.- С.131-135. – 0,20 п.л. (авт. – 0,10 п.л.)
    23. Сулейманов, И.Т. Общие вопросы организации процесса реформирования системы подготовки педагогических кадров в вузах Германии (на примере Потсдамского университета) [Текст] / Л.А. Иванова, И.Т. Сулейманов// Актуальные проблемы изучения и преподавания иностранных языков: Материалы Международной научно-практической заочной конференции.-Ульяновск, ООО "Мастер студия", 2007.- С.125-131. – 0,23 п.л. (авт. – 0,11 п.л.)
    24. Сулейманов, И.Т. Билингвальное образование как средство формирования поликультурного восприятия мира [Текст] / Д.А. Аксёнова, И.Т. Сулейманов, В.Р. Ясницкая// Сопоставительное изучение разнотипных языков: научный и методический аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Том 2. Чебоксары, 2006. - С.3-6. – 0,19 п.л. (авт. – 0,10 п.л.)
    25. Сулейманов, И.Т. Билингвальное образование как средство социализации современного школьника [Текст] / И.Т. Сулейманов // Актуальные проблемы социального воспитания: Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции, г.Ульяновск, 16-17 мая 2006 г./ Под ред. Н.Н. Никитиной.-Ульяновск: УлГПУ, 2006.- С.176180. – 0,20 п.л.
    Организация научных конференций

    Российско-Германский год научно-образовательных партнёрств
    Российско-Германский Год молодёжных обменов
    Год русского и немецкого языка и литературы в Германии и России
    Член Методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку
    Мероприятия в рамках перекрёстного года «Россия - Германия» (тематический трек: «Наука и образование»)
    Российско-Германский год образования, науки и инноваций 2011/2012
    Член редколлегии журналов «По свету» и «Мосты» для изучающих русский язык как иностранный
    Мероприятия в рамках Года русского языка в Германии

    Участие в научных конференциях:

    XII Международной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории (РАИЖИ) и ИЭА РАН в БФУ им. Иммануила Канта 10-13 октября 2019, Калининград

    Научные интересы

    Многоязычие и поликультурность в эпистолярном наследии Императрицы Марии Александровны (1824-1880); перевод эпистолярного наследия Императрицы Марии Александровны на русский язык; концепты «мать» и «сын» в переводе переписки Императрицы Марии Александровны (1824-1880) и Короля Людвига II Баварского (1845-1886)
    © 2022 | Российский Союз Германистов. Создание сайта - Евгения Козловская.